На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

  • Артур Князев
    Снимать порчу самому очень опасно обратитесь лучше к экстрасенсу. Хочу предупредить я экстрасенс-целитель другой прак...Как снять порчу с...
  • Артур Князев
    Я экстрасенс-целитель давно закончил первый этап обучения ( но ещё учусь) и даже здесь есть для меня полезная информа...Управляемые сны –...
  • Владимир Князев
    Да я экстрасенс и я подтверждаю это правдаНаузы. Славянская...

Магия слова

  Многие из нас хоть раз да задавались себе вопросом: что же такое магия? Неоднократно наблюдал я на просторах СИ дискуссии по этому же поводу и должен признать, что мнения хоть и высказывались совершенно порою неожиданные и разные, однако в общем можно резюмировать несомненное: а чёрт его знает!

   В общем-то, можно к магии отнести способность метать огненные шары из ладоней или громы из глаз, а также прочие эффектные проделки с помощью или без всякого рода артефактов - но каждый понимает, что одним только повелеванием грубыми энергиями магию описать невозможно. В самом деле, сюда никоим боком не вписываются те же некромансеры, а также превращение тыквы в карету (а мышей в лошадей).
   Другие же с достойным лучшего применения жаром доказывали, что высокоразвитая технология (возможно, нано-) есть при взгляде со стороны та же магия. Хм... как по мне, подобный подход страдает некоей однобокостью - ведь магия неразрывно связана с его величеством человеком (эльфом, гномом et cetera). И в результате, тот же роботизированный завод по сборке автомобилей хоть и кажется почти мистическим чудом, однако не относится к тому никоим боком.
  
   Предлагаю для начала вспомнить (или узнать) о таком весьма примечательном и основополагающем для кибернетики понятии, как чёрный ящик. Смысл сего феномена состоит в том, что имеется у нас некое устройство или принцип. Подаём ему на вход какие-то управляющие воздействия, получаем на выходе тоже что-то осмысленное - но вот как и почему оно внутри работает, то уже бог (или чёрт) его знает.
   Замечу, что цивилизация людей выросла на чёрных ящиках. Солдат понятия не имел, как добыть руду, выплавить железо и сделать из него арбалет - но тем не менее, с успехом им пользовался. Нынешние тинэйджеры и даже умудрённые жизнью люди в большинстве своём вовсе не подозревают, какой же вихрь электронных импульсов проносится внутри компьютера, когда мы касаемся пальцами клавиатуры - но то ничуть не мешает им пользоваться этим сундуком с клопами. И так далее, куда ни глянь...
   Это ведь чистой воды первобытное шаманство, люди, когда мы более-менее сносно пользуемся некими принципами и устройствами, меж тем ни бельмеса не соображая, что там внутри к чему и зачем. Да, ещё, вот тут мне из-за левого плеча подсказывают - именно по причине незнания мы зачастую не реализуем и десятой доли заложенных создателями чёрного ящика возможностей.
   Итак, шаманство как эксплуатация неких неосознанных принципов лично меня совершенно не устраивает - и в том я почти согласен с Умберто Эко и его взглядами. Попытаемся копнуть чуть глубже и разобраться?
  
   Итак, если припомнить весьма и очень многое по части магии, можно сделать одно весьма любопытное наблюдение: она непременно основана на взаимодействии существа разумного с окружающей его природой. Но поскольку окружение в большинстве своём не обладает свободой воли, то зачастую удаётся найти приемлемый вариант и пустить дальнейшее развитие событий по наиболее желаемому пути.
   Следствия:
   1. именно взаимо-действие. Человек (гном-эльф и т.д.) есть открытая система - воспринимает информацию через органы чувств, неким образом обрабатывает её, а затем выплёскивает воздействия наружу. В этом смысле существо разумное совершенно неожиданно предстаёт перед нами в виде того самого, смутно уже знакомого нам чёрного ящика. Что там внутри сапиенса и как, мало кому ведомо - не зря же говорят "чужая душа потёмки".
   2. существо разумное. То есть, животные и низкоорганизованные организмы пользоваться магией не могут никоим образом. В лучшем случае, обладать некими необычными, несвойственными нам способностями. В самом деле - кошка видит в темноте, а птица летает, однако эти воистину полезнейшие способности назвать магией никому даже и в голову не придёт. Потому что это их естественные умения, данные от рождения природой, а не осознанные или созданные разумом.
   3. маг, мечущий из ладони молнии, сам по себе электростанцией не является - он лишь с умом использует имеющуюся где-то разницу потенциалов. Поднявший толпу скелетов и зомби чернокнижник сам оружием не машет, то делают слуги - он точно так же просто использует и без него имеющиеся в природе силы.
   Главное - знать и уметь, как то делать.
  
   И вот теперь попытаемся, разобраться: как.
   Для начала предлагаю сформулировать, чем же существо разумное отличается от бестолкового животного. Нет, вовсе не объёмом или площадью поверхности мозга - в этом отношении человек отнюдь не чемпион. Мало того, и тезис насчёт речи не выдерживает существенной критики: большинство животных обладает весьма развитой системой сигналов. Будь то крики или же особая поза, использование запахов и даже смена окраски - животные способны передать сородичам информацию об опасности, наличии пищи и даже готовности к спариванию.
   Давайте вернёмся в незапамятные и уже благополучно канувшие в Лету времена, когда благодаря гениальной ошибке случая, подстёгиваемого неумолимой эволюцией, в мозгах нашего пращура образовался некий вывих. Учёные говорят, что по недосмотру матушки-природы предки получили сознание, а вместе с ним и способность к абстрактному мышлению, и не верить яйцеголовым в данном случае оснований нет.
   Да, именно эта необъяснимая особенность и вывела лохматых первочеловеков в безоговорочные лидеры той бесконечной гонки на выживание, которая именуется жизнью. Но что же абстрактное мышление есть по своей сути?
   Существо разумное способно оперировать в своих рассуждениях понятиями, не наблюдающимися в ближайшем окружении, а иногда и не существующими вообще. Ну да, в общем-то сие определение звучит чуть занудно, да и выглядит на первый взгляд вполне безобидно. Но приподняв дерзко и нескромно крышку чёрного ящика, мы негаданно-нежданно обнаруживаем под нею самую настоящую шкатулку Пандоры.
   В самом деле, благодаря таковому свойству разумное существо способно моделировать в своём мышлении окружающую среду, прогонять туда-сюда и перебирать варианты - и в конце концов выбирать из них наиболее понравившийся. А там и поступать соответственным образом.
   Вот! Вот она, именно та мистическая способность и даже власть над окружением, на которую с грустью и завистью смотрят животные. Мы способны предвидеть и осознанно менять будущие события. Мало того, именно это качество притягивает к нам (впрочем, взаимно) уже ставших привычными спутников человека: собак, кошек, лошадей et cetera.
   Можно ли назвать это магией? Безусловно и безоговорочно.
   Но давайте всмотримся в чёрный ящик пристальнее и выясним, как же именно то всё проделывается? И наш недоверчивый взгляд с удовлетворением обнаруживает, что для магии нам просто-таки необходимы слова, которыми мы мысленно оперируем. Слова как символы, обозначающие некие предметы или явления, а также их свойства. Мало того, мы замечаем, что само произношение и обозначение слов роли никакой не играет (только и всей разницы меж языками), ключевым является сам принцип нашей магии.
   Как само собой разумеющееся - не зная некоего слова, а также что оно означает, мы не в состоянии мысленно оперировать им, и как следствие, не обладаем над этим предметом (действием) никакой властью. Но как только мы выясняем, что есть такое-то слово и оно обозначает вон то-то, как мгновенно мы получаем возможность включить это в цепочку наших рассуждений.
   Очень часто дети пользуются экспромтом, обозначая нечто непонятное-но-жутко-интересное придуманным на лету словечком, а потом уже с лёгкостью оперируя в мышлении, речи и действиях всякими "чучундриками" или "кляпушками". Да и нам иногда приходилось по запарке выдавать фразочки типа "положь колдобину со стороны загогулины и два раза дергани за пимпочку". То есть, позарез нужно хоть как-то обозвать, пометить неким символом предмет или понятие, иначе ну ничегошеньки мы с вон той фиговиной поделать не можем.
  
   Итак, что существу разумному необходимо для его магии?
   1. Знание как можно большего количества слов-символов, а также их по возможности точные значения.
   2. Умение выстраивать слова в оправданные и осмысленные цепочки-конструкции (предложения), отражающие ту или иную ситуацию.
   3. Развитая способность оперировать полученными фразами с использованием элементарной логики (причина-следствие, если-то-иначе)
   4. Способность использовать полученные конструкции (сообщить другому, применить на практике и т.д.)
   Давайте возьмём для примера тот эпизод, когда маяковская кроха, поковырявшись в носу, вдруг озадачивает себя и папеньку неожиданным "что такое хорошо и что такое плохо?"
   О-о! Вот тут-то мы и обнаруживаем проявление всех пунктов магических свойств: малыш выясняет точные значения слов (п. 1); он выстроил пока ещё неизвестные ему символы в правильную конструкцию и грамотно сформулировал вопрос (пп. 2 и 3); папенька, сам о том не догадываясь, своим ответом использует пп. 1, 2, 3 и 4.
   Неплохо? Мало того, здесь проявляется ещё одно свойство магии, напрямую следующее из её свойств: существо разумное способно учиться не только на личном опыте, но и с использованием абстрагированных источников информации. То есть, даже когда рядом нет соответствия словам-символам. Эта маленькая тонкость настолько ускорила и умощнила процесс формирования и воспитания юных волшебников, что животным как конкурентам тут уже просто не остаётся никаких шансов. Ведь обучение с чужих слов, а также книг и других источников, в природе не существует - это изобретение чисто сапиенсов.
   Конечно, иногда нами используются наглядные пособия или практические занятия, но в общем случае человек способен овладевать основами и в чисто виртуальном восприятии.
   Как проявление этой способности нам хорошо известна письменность. Да, если кто запамятовал - есть два основных вида: иероглифическое и алфавитное письмо. В первом один значок означает одно слово (символ), а во втором слова формируются путём соединения нескольких элементарных буковок... но смысл от того не меняется. Язык и письменность оперируют точно так же словами-символами и по сути есть отражение нашего способа мышления.
   Есть ещё одно преимущество, которое сапиенсы получили вместе с разумом: они самообучаемы. В том смысле, что способны активно искать информацию. Мало кого не доставали дети с их извечным и неизбывным "почему?" Мало кто неспособен, вдруг встретив незнакомое словечко, полезть в толковый словарь и выяснить, что же оно за премудрость такая? А учёные или просто неуёмные натуры, способные задумать и осуществить на практике некий научный (или не очень) эксперимент? И в результате, для нас иногда рождаются новые слова и понятия...
   Почти слышу, как некоторые недоверчиво и даже возмущённо фыркают: да какая же это магия? Самая обыкновенная, - отвечу я, - и от того, что мы с детства к ней привыкли, не меняется ничего.
   Замечу вдогонку, Киплинг маленько слукавил со своим Маугли - воспитанный в лесу человеческий детёныш хоть и обладает от рождения способностями к волшебству, однако в отсутствие обучения неспособен развить и проявить оные качества. И так зверёнышем на самом деле и вырастет...
  
   Классическая ситуация: сидит чукча на суку и пилит его, а мимо проходит геолог.
   - Эй, ты что делаешь? Упадёшь ведь!
   Геолог уходит, чукча допиливает сук и в конце концов благополучно падает. И, потирая ушибленное место да глядя вослед ушедшему, испуганно бормочет:
   - Шаман, однако...
  
  

Картина дня

наверх