Человек издавна обращал внимание на особенности своей внешности, сравнивая себя с представителями царств минералов, растений и животных, находя общие и различительные черты.
Можно очень много говорить о таких важных частях тела,как голова, руки, ноги, или о таких органах, как сердце или глаза. Они воспеты в лучших образцах фольклора, им отводится много места и в научной, и в художественной литературе.
Но также интересными являются и волосы человека, которые, по утверждению современной биологии, как и шерсть животных, перья птиц, ногти, когти, клювы, копыта, рога, рыбья чешуя, являются производными кожи, выполняющими в организме множество различных функций.
Казалось бы, хорошо известные с детских лет, волосы заключают в себе и определённые тайны. Некоторые из них приоткрылись авторам этой статьи на пути поиска Истины.
И они хотят поделиться своими приобретениями с читателями, надеясь, что эти тайны сослужат им добрую службу.
В широко известном романе «Лезвие бритвы» Иван Ефремов в уста главного героя произведения Ивана Гирина вложил слова о том, что ещё с доисторических времён ценились длинные и густые волосы женщин.
В каменном веке, полном опасностей для малозащищённого перед стихиями и хищными зверями человека, было очень важно, чтобы мать могла дать как можно больше тепла своему ребёнку, создать ему уют. Прижимая малыша к себе, оберегая его от ветра, пещерного холода, она не только отдавала собственное тепло, но и образовывала своими распущенными длинными волосами одновременно и физическое, и энергетическое покрывало.
Воспевая женскую красоту ещё с античных времён, мужчины уделяют большое внимание красоте длинных волос. Они и сами зачастую носили длинные волосы и бороды. И дело тут не только в красоте волос и их способности согревать.
Волосы имеют также большую энергетическую и даже магическую силу. Не случайно издревле пряди собственных волос влюблённые дарили друг другу, вкладывая их в медальоны. Такой подарок становился талисманом, оберегом, и, подобно терафиму (специально психоэнергетически заряженному предмету), усиливал энергетику того, кому он предназначался.
Рассказы о подаренных волосах можно встретить и в художественной литературе: в знаменитом шедевре-трилогии.
Джона Роналда Руэла Толкина«Властелин Колец», в историческом романе Рафаэлло Джованьоли «Спартак» и других произведениях.
О магической силе волос свидетельствуют факты, упоминаемые в одном из древнейших святых Писаний.Так, библейский герой Самсон, сын Маноя из колена Данова из города Цоры [Кн.Судей, гл. 13-16], ещё от чрева матери, которая долго не могла иметь детей, был избран для служения Богу.
Родителям было дано веление Господа подготовить сына к назорейству[1] [Чис.6:1-5]. Вся жизнь Самсона была сплошной борьбой с филистимлянами, иго которых уже 40 лет терпели «сыны Израилевы». Обманом враги узнали от подкупленной ими возлюбленной Самсона филистимлянки Далилы о том, что невиданная сила героя заключалась в его длинных волосах, не знавших с рождения ни одной стрижки.
Если остричь ему волосы, то обет назорейства будет нарушен,сила покинет Самсона и он станет «как другие люди». В ночи филистимляне остригли спящего Самсона, ослепили его и сделали своим рабом, оковав его двумя медными цепями в Газе.
Со временем волосы богатыря отросли. Однажды филистимляне привели Самсона в храм их бога Дагона и стали заставлять его «забавлять» присутствующих. Враги хотели сделать его посмешищем. Самсон же, искренне помолившись, получил от Бога свою прежнюю силу и сдвинул с места два средних столба храма, обрушив на присутствующих всё огромное здание. В момент своей смерти Самсон убил врагов больше, чем за всю свою жизнь.
Надо отметить, что у древних «отказ от стрижения волос часто означал выполнение человеком какого-либо обета, как, например, у иудейских назореев или христианских монахов. У узбеков в знак обета принести жертву мальчикам оставляли на затылке косицу; после принесения жертвы косица отрезалась шейхом. Жители Маркизских островов, давшие обет мести за кого-либо из близких, выбривают себе голову,оставляя на макушке прядь волос, которую носят до тех пор, пока обет не будет выполнен» [15, с. 114].
Магической силой обладают не только волосы, покрывающие голову сверху, но и волосы бороды.Колдун Черномор из поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила» потерял своюсилу, когда ему обрезали бороду.
В сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» «доктор кукольных наук» Карабас-Барабас гордился, а в критических ситуациях даже клялся своей длинной бородой. Потеря её – одна из составляющих расплаты за плохие поступки. В некоторых сказках вспоминается о волшебной силе живого и мёртвого волос из бороды Водяного (одного из духов воды).
В популярной повести Бориса Лагина «Старик Хоттабыч» по просьбе мальчика Вольки волшебник Хоттабыч исполнял его желания. С этой целью он каждый раз выдёргивал по одному волоску из собственной бороды, произнося при этом магические слова. Энергию,которая освобождалась во время вырывания волоска, он посылал на выполнение магического акта.
В фольклоре многих народов знахарей, колдунов, магов, волхвов, мудрецов, святых изображали с длинными бородами и волосами. Скандинавские народы не представляли себе без длинной бороды гномов, представителей стихиалей (духов) земли, которые умели ковать волшебные предметы, оружие и охраняли подземные сокровища.
Так как волосы –часть физического тела человечка, они несут информацию об их обладателе и сохраняют симпатическую (буквально сочувственную)связь с ним на любом расстоянии, через любой промежуток времени.
Отрезанные или выпавшие естественным путём волосы (так же, как и ногти или другие части тела,части одежды и вещи, с которыми данный человек был в контакте) могли использовать ведьмы, колдуны и прочие слуги тьмы, чтобы иметь власть надсознанием (душой и духом) обладателя волос.
Народные обычаи советуют не разбрасывать где-либо волосы, выпавшие с головы, потому что она будет тогда болеть. В цивилизации инков, например, в обязанности одной (из общего количества в нескольких тысяч слуг повелителя) служанки императора Инки входило тщательное собирание и ... проглатывание всех волос, выпавших на протяжении дня с тела верховного Инки. А, как установлено наукой, человек теряет в день от 50 до 100 волос.
Такое проглатывание осуществлялось с целью уберечь от порчи его здоровье, так как инки связывали состояние своего императора, которого они обожествляли, с судьбой всего народа.
Случаи использования волос в магии можно встретить в большом количестве и в других народах. Рассмотрим некоторые из них в славянском этносе. Украинский исследователь Олекса Варопай в своём этнографическом очерке «Звичаї нашого народу» (русск. «Обычаи нашего народа») чётко выделил, что «в старину стриженные волосы у славян были признаком рабства» [здесь и далее перевод цитат с украиноязычных источников – авторов статьи] [3, с. 355].
Для подтверждения этого вывода он приводит ряд убедительных примеров. Он иллюстрирует свой вывод отрывками некоторых исторических документов времён Киевской Руси. Так, в Судной Грамоте князя Ярослава Мудрого (978-1054) предусмотрена казнь тому, кто обстрижёт кому-либо другому волосы или бороду: «Аще пострижет ктокому главу или бороду, митрополиту 12 гривень, а князь казнить...» [3, с. 355]. В древности «нестриженные волосы могли быть знаком особого положения человека» [15, с. 114].
В наше время переход осуждённых в состояние заключения сопровождается настоящим актом чёрной магии: их стригут налысо. Подобное действие осуществляется и над новобранцами,попавшими на службу в армию.
С пострига начинается также духовная жизнь тех, кто решил пойти в монастырь. Послушникдобровольно отдаёт себя во власть духовного наставника, который и производит ритуальный постриг, тем самым вводя послушника в эгрегор[2] принимаемой им религии. Это обрядовое действие осуществляют как над простыми людьми, так и над особами благородного происхождения.
Летописец Запорожского казачества Дмитро Яворницкий замечает, что бывший кошевой атаман Пылып Федоров«поблагодарил Сечь за панство и в 1754 году пошёл в Самарско-Николаевский монастырь. Приняв постриг, он провёл там 41 год в напряжённых духовных поисках и умер на 102-м году жизни [21, с. 253].
Подобный переход к духовной,жизни наблюдался и у русских царей. Так, выдающийся русский поэт-духовидец Даниил Андреев подчёркивал: «Характерно, что, умирая, царь принимал постриг,этим знаменуя вступление души на высшую ступень духовной жизни» [1, с. 349]. По ходу заметим, что «у франкскихкоролей с младенчества запрещалось стричь волосы. Состричь волосы означало у них отречься от престола» [15, с. 114].
Вспомним, что библейский Самсон и все назореи не должны были стричься, чтобы на них не моглавлиять ничья посторонняя воля, кроме Божьей. Постриг в монахи – это отдача всего себя (и души, и тела) под власть духовного наставника. А существовал ещё и постриг, берущий начало в языческой, дохристианской эпохе и преследующий цель взять ребёнка под энергетическую защиту рода.
Этот обряд дошёл до наших дней,потеряв при этом свой первоначальный смысл, и выполняется в разных регионах по-разному. Например, в одном из регионов Украины на «пострижины» «обязательно приглашали повитуху и крёстных родителей... Посреди хаты на полу простилали овчиной вверх кожух (как обереговый знак), садили на него мальчика, и названный отец выстригал крестнику немного волос в виде креста» [14, с. 169].
Как уже сказано, в различных славянских регионах обряд пострижин имеет свои особенные черты. Разными могут быть: возраст ребёнка, количество и степень родства приглашённых, порядок выполнения обряда, используемые при обряде атрибуты и т.д.
По-разному складывается и судьба срезанных волос. Так, исследователь Владимир Супруненко указал на случаи, когда волосы с головы мальчика, чтобы он рос кудрявым, могли закопать под грушей, а прядь девочки прятали под вербою, чтобы имела длинные косы» [17, с. 62].
«Как пострижины – обряд перехода мальчика от возраста детского к возрасту юношескому, так и первое бритьё – переход от юношества к состоянию взрослого мужчины. При первом бритье брили только бороду, а усы, как признак зрелости, оставались» – замечает Олекса Воропай [3, с. 359].
После этого парень имел право «парубкувать» – принимать участие в разных молодёжных сборищах, подбирая себе пару для будущей семейной жизни. Его отец теперь мог сказать: «Сын мой, а ум у него свой» [17,с. 65].
У славян молодые девушки очень тщательно ухаживали за своими волосами. В Украине они «всегда ходили с непокрытой головой – признак девичьей чести. Потеряв честь, девушка покрывала свою голову платком, а отсюда и название «покрытка», в старой Украине-Руси был обычай: если парень накинул на голову девушки намитку[3], она становилась его женой» [3, с. 291].
Отголосок последнего обычая слышится на протяжении многих столетий в наидраматичнейшем свадебном обряде покрывания, который символизировал переход невесты в состояние замужества – под власть мужа. В некоторых регионах не ограничивались обычным покрыванием.
Для усиления магической власти над будущей супругой её волосы ещё и обрезались. Например, «на Подолье отрезание косы осуществлял жених: посадив невесту себе на колени, отрезал косу ножницами. На Закарпатье сохранялся и более архаичный обряд – отсекание косы.
После венчания в церкви начиналась танцы, во время которых невесте отсекали косу. Родственники жениха привязывали конец косы к гвоздю, вбитому встену. Жених во время танца должен был проявить такую ловкость, чтобы одним ударом топорика полностью отрубить косу» [14,с. 176]. С этого момента, после бракосочетания, женщина могла показать волосы лишь самым близким членам семьи.
Не могла показывать волосы и «покрытка». За недостойное поведение парни насильно обрезали девушке косы. Это был настоящий коллективный акт чёрной магии, узаконенный обычаевым правом, во время которого разрывалась аура девушки, происходила её порча. Горькую участь покрытки Катерины с необычайной силой и проникновенностью описал Тарас Шевченко в своей одноимённой поэме.
Вспомним также историю библейской Марии Магдалины, обвиняемой в том же, что и покрытку, грехе. То, как повёл себя Иисус Христос с Марией, должно служить людям образцом для подражания, ибо окончательный вердикт выносит грешнику только Господь, а нечеловек, который сам находится во грехе.
Существует такой эзотерический закон:обижается на других только тот, кто способен обидеть другого; и судит других только тот, кто сам не чист в подобном грехе. Даже если человек внешне не совершает какого-то греха, но берётся судить за этот грех других, то значит в глубине души в нём всё равно живёт желание и самому совершать подобный грех, то есть он ещё не очищен от этого греха.
Берущий на себя право судить кого-либо за какой-то грех делает это не из любви к грешащему и неиз-за стремления помочь ему преодолеть подобный грех. Движущей силой, мотивом поведения такого человека является гордость или желание нанести другому энергетический удар или, другими словами, сделать порчу.
Подобные мотивы, нанаш взгляд, лежали в основе поведения тех, кто превращал оступившихся девушек в покрыток, и тем самым обрекал их на пожизненную расплату, превращая в изгоев общества как их самих, так и их детей.
О замужних женщинах и покрытках надо ещё сказать, что они не имели права не только показывать налюдях свои волосы, но и украшать их венком из цветов. Все славянки соблюдали это правило.
Ярким свидетельством этого является восстание чехов в 977 году против своей княгини Дубравки, которая, будучи старой бабкой, осмелилась положить себе на голову девичий венок. «Венок живых цветов защищал когда-то девушку от посягателей. Народ верил, что девушка, имея на своей голове венок, владеет чарами, которыми она могла сурово наказывать каждого посягателя» [3, с. 300].
Славяне верили, что венок защищал девушку и от дурного глаза, и от нечистой силы. С целью такой защиты девушки не снимали с головы венков в дни праздников[4],когда, по народным поверьям, бродят тени мертвецов, бегают мавки [5], из воды на берег выходят русалки и на земле появляются представители других видов нечистой силы: накануне Святого Юрия, на Зелёной неделе, в ночь на Ивана Купала.
«Чтобы увеличить защитную силу венка, девушки вплетают между цветами чеснок, полынь и любисток – зелье, имеющее само по себе силу против всякой«чертовщины» [3, с. 300-301].
А во время свадьбы невесту защищал венок из крещатого барвинка (рус. «могильника»), или белая фата(зап.-укр. «велён»). В античной Греции апотропеическую (защитную) роль играли лавровые венки. Обереговую функцию осуществляли также диадемы, короны,кокошники, ленты или шнуры, повязанные вокруг головы.
Русское выражение «очертя голову» первоначально имело значение «защищаться, обвязав собственную голову каким-либо обереговым предметом, образующим замкнутый круг»[6].
[1] Обет назорейства требует от посвящённого ему человека соблюдения ритуальной чистоты, определённых аскетических ограничений, среди которых – воздержание от вина и запрет стричь волосы. В основе названия общины назореев лежит древне еврейское слово «назар», которое Елена Петровна Блаватская переводит как «избранный».
[2] Слово «эгрегор» в данном случае употребления по смыслу похоже на греческую лексему «эйдос». То есть, оно подразумевает под собой идею, «обросшую» эманациями, выделениями психической энергии людей, направленными на укрепление и развитие данной идеи.
Любая идея, над которой в достаточной мере думало хоть какое-то число людей, обладает своим энергетическим потенциалом и волей. Чем больше количество людей, питавших данную идею, чем дольше и интенсивнее они работали над её обдумыванием, желая её воплотить в жизнь (=реализовать на физическом плане), тем большей энергетической мощью обладает данный эгрегор и тем легче последующим людям трудиться в направлении реализации положенной в его основе идеи.
Если говорить об эгрегоре какой-либо церкви, то надо сказать, что все обряды, принятые в рамках данной конфессии (и в первую очередь – обряды крещения или инициации), призваны ввести новообращённую личность под энергетическую защиту эгрегора данной церкви, и тем самым облегчить путь её духовного продвижения.
Со временем любой эгрегор, созданный Силами Света, засоряется проникающим в него представителями, легатами тёмных сил. Тогда загрязнённый эгрегор уже выполняет не эволюционные и творческие задачи, а начиняет служить делу инволюции, деградации, застою и дальнейшим запустению и разрушению.
[3] Намитка – древний головной платковый убор замужней украинской женщины, не сохранившийся в её современном гардеробе. Представлял собой льняной, конопляный или прозрачный шарф длиной до 5 м и шириной до 50 см, который обматывался вокруг очипка (повойника) и завязывался пышным бантом сзади, чтобы были видны его украшенные богатым тканым переборным орнаментам концы.[4] Крупные религиозные праздники совпадают с критическими в энергетическом отношении днями, когда усиливается воздействие тёмных сил. В такие дни рекомендовалось заниматься не физическим, а духовным трудом, направляя на борьбу с нечистью все силы души.
Можно сказать, что религиозные праздники – это не праздное времяпровождение, направленное на поиск удовольствий тела, а упразднение физической работы на пользу духовного совершенствования человека.
Не случайно в украинском языке «праздник» называется лексемой «свято», то есть праздники – это дни, когда надо особо стремиться пребывать в святости. Это же отчасти касается и выходных дней – своеобразных минипраздников.
[5] Мавки по славянской мифологии – это разновидность русалок, существа, олицетворяющие души детей, которые родились мёртвыми, а с принятием христианства – и души детей, умерших некрещёными.
Мавки имеют вид красивых молодых девушек с длинными льняными волосами, которые пением могут заманить парня и затем защекотать его до смерти.
[6] Обереговую функцию выполняли вышитые пояса, вышивки на круглых вырезах элементов национальных славянских костюмов: края рукавов, горловины, воротника, подола поясных и плечевых нарядов, нижнего края штанов, а также бижутерия – бусы, пекторали, герданы, браслеты, кольца, перстни, серьги и т.д.
Для гадания и других контактов с разного рода духами всё вышеперечисленное снималось, потому что не впускало духов по энергоканалам тела контактёра внутрь его астрального и ментального тел. Так, например, героиня романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина перед гаданием сняла с себя и металлический крестик и свой пояс, открыв этим к себе доступ нечистой силе.
Эзотерика волос часть 1
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии