Современный глобальный кризис оказался гораздо глубже всех предыдущих, очевидно, и связанные с ним попытки его решения должны быть более радикальными. Почему бы, например, не принять в качестве организующей модели жизни в 21 веке обычное растение, подобно тому, как доминирующей социо-ментальной моделью 20 века можно считать компьютер, а символом 19 века - паровую машину.
Это означает возврат во времени к моделям, существовавшим 15-20 тысяч лет назад. Такая попытка позволит увидеть в растениях источник пищи, укрытие, одежду, средство для образования и источник религиозных культов.Для начала следует признать законным то, что мы так долго отвергали. Давайте объявим Природу легитимной. Все растения должны быть защищены законом, равно как и все животные. Понятие о растениях и животных вне закона или запретных - несправедливо и смешно. Воссоздание непосредственной связи с потаенной планетарной сутью, с разумной сущностью Природы путем использования галлюциногенных растений дает нам последнюю реальную надежду на сокрушение неприступной стены нашей культурной косности, которая грозит задавить нас полностью. Мы определенно нуждаемся в новом зрении, чтобы увидеть наш путь в мире. Когда средневековье изменило точку зрения на мир, светское европейское общество нашло спасение в возрождении классических греко-римских подходов в правоведении, философии, эстетике, городском и сельском хозяйстве. Наша нынешняя дилемма отбросит нас во времени еще дальше назад в поисках образца и ответа. Воздействие галлюциногенных растений на эволюцию и появление человеческих существ изучено слабо, но оно обещает прояснить не только путь эволюции приматов, но и само возникновение культурных форм, присущих Homo sapiens.
Адаптивные преимущества, которые дает применение иммуностимуляторов и растений, подавляющих аппетит, понять нетрудно. Труднее выяснить, каким образом галлюциногены растений могли создать подобные, но другие по сути, адаптивные преимущества нашим далеким предкам. Эти соединения не выводят иммунную систему на высокий уровень активности, хотя это и могло бы стать побочным эффектом. Вероятнее всего, они стимулируют СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ - ту специфическую способность к саморефлексии, которая находит свое наивысшее выражение в человеческих существах. Не вызывает сомнения, что сознательность, (или осознанность), подобно способности сопротивляться болезням, придает каждому обладающему ею существу выдающиеся адаптивные возможности. Есть один скрытый фактор в эволюции человека, который, по большому счету, есть ни недостающее звено эволюции, ни ТЕЛОС (греч. - конечная цель).
Я полагаю, что этот скрытый фактор продвинул человеческое сознание со времен двуногой обезьяны с объемным зрением и совершил обратный ход с помощью галлюциногенов растений. Нельзя сказать, чтобы эта идея была широко распространена или глубоко изучена, но в очень умеренной форме она высказана в книге Гордона Уоссона Soma: Божественный гриб бессмертия (Wasson, 1971). Уоссон не комментирует возникновение человеческого сознания у приматов, но прямо указывает на грибы-галлюциногены как причину в появлении духовного просветления человеческих существ и развитии религий. Он утверждает, что всеядный человек рано или поздно встретил бы в своей среде обитания грибы-галлюциногены или другие психотропные вещества. Стратегия всеядности раннего человека была проста: съедать все, что попало, а что было невкусно - вырвать. Растения, оказавшиеся в ходе таких испытаний съедобными, вводились в рацион. Грибы, из-за их необычной формы и цвета, могли быть особенно заметны. Состояние сознания, вызываемое грибами или другими галлюциногенами, должно было побуждать ищущего пропитание человека вновь обращаться к этим растениям, чтобы еще раз испытать это чарующе странное чувство. Этот процесс должен был породить то, что Уоддингтон (C.N.Waddington,1961) называл креодом - путь развития сознательной активности, другими словами, привычку. Привыкание к опыту происходило легко, поскольку он был экстатичным. В данном случае слово экстаз не обязательно определять иначе, чем воздействием: экстатический опыт есть то, что хочется испытать снова и снова. Если галлюциногены действуют как экзоферомоны, т.е.некие межвидовые химические посредники, тогда динамическая симбиотическая связь между приматами и растениями- галлюциногенами есть в сущности процесс передачи информации от одного вида к другому. Таким образом приматы усиливают остроту зрения очевидного и получают доступ к трансцедентной потаенной сути потустроннего. Процесс одомашнивания приматами диких животных также обнаружил преимущества грибов, и таким образом расширил занимаемую ими нишу. Там, где не было растений-галлюциногенов, подобные процессы шли замедленно, но при наличии галлюциногенов культура постоянно обогащалась новой информацией, чувственным и поведенческим опытом, стимулируя развитие все более высоких уровней самосознания.
Галлюциногены растений могли служить прекрасным катализатором всего, что отличило нас от других представителей отряда приматов, кроме, пожалуй, утраты волосяного покрова. Все функции сознания, которые мы связываем с разумностью, включая воспроизведение по памяти, пространственное вооображение, язык, именование, магическая речь, танцы, ощущение religio (чувство связи) возникают при непосредственном воздействии галлюциногенных растений. Наше общество более чем другие сочтет такую теорию трудной для восприятия, поскольку мы объявили фармакологически достигаемый экстаз - табу. Сексуальность является табу по той же причине: такие вещи вольно или невольно приобщают нас к мистическим тайнам нашего происхождения и бытия.
Объяснение множества современных недугов, включая химические предпочтения и зависимости, депрессивные психозы и неврозы, прямо зависит от степени риска, связанного с опытом применения психотропных растений. Про-психоделическая точка зрения по существу является антинаркотической. Наркотическая зависимость есть результат повседневной, неизученной и навязчивой привычки: именно те самые тенденции в нашем психическом поведении, которые психоделики смягчают. Растения-галлюциногены ослабляют силу привычки и удерживают мотивацию поступков под контролем более широкой, менее эгоцентричной и более обоснованной точки зрения индивидуума. Глупо полагать, что в этом нет риска, но столь же мало оснований думать, что риск в данном случае неоправдан. Но вот что необходимо, это экспериментальное подтверждение нового ведущего образа, превосходящая метафора, способная стать базисом для новой модели общества и человека.
Взаимосвязь между растением и человеком всегда была фундаментом нашего индивидуального и группового существования в мире. То, что я называю Архаическим Возрождением, есть процесс пробужденного осознания традиционного отношения к природе, включая и наше отношение к рестениям. Архаическое Возрождение означает окончательный отрыв от схемы общества мужского преобладания и иерархии, основанной на организации, принятой у животных. которую не изменить за одну ночь путем внезапного поворота в общественном сознании. Скорее, этот процесс может происходить естественно, путем постепенного признания того, что преобладающая тема, ведущая к Архаичному Возрождению, есть идея (или идеал) растительной Богини, самой Земли (пресловутая Гея). Такая концепция хорошо разработана антропологами 19 века, особенно Фрейзером, и недавно обновлена Райэном Эйслером, Марией Джимбутас и другими авторами. Чем ближе группа людей к познанию растительного осмысления - общности органической жизни Геи - тем теснее их связь с архетипом Богини, и, следовательно, ближе к партнерскому стилю социальной организации. Последний период, когда поток западного мышления был обновлен познанием философии растительного существования, совпал с эпохой эллинизма, до того как мистические религии были окончательно подавлены энтузиазмом христианских варваров.
Мой довод состоит в том, что как следующий шаг эволюции, Архаическое Возрождение, признание Геи и окончание пренебрежения историей, бесспорно предполагают наше приобщение и соучастие в растительном мышлении. В том мышлении, которое настраивает нас на язык само- рефлексии и открывает бескрайние просторы воображения. Без правильного отношения к психоделическим экзоферментам, регулирующим наши симбиотические отношения с царством растений, мы останемся за гранью понимания планетарной цели. Понимание это может стать основным вкладом, который мы можем внести в процесс эволюции. Припасть к груди планетарной общности и сотрудничества означает избавиться от точки зрения на исторически сложившееся эго во имя более интуитивного материнского мироощущения. Популярное интуитивное ощущение потустороннего как женского начала в навигации по волнам истории, по-моему, можно проследить назад в прошлое до поворотного пункта к растительному мышлению, в ритуальном контексте которого человеческое сознание прорывается к свету самопознания, самоотражения и самовыражения, к свету Великой Богини.
Что означает признание растительных форм жизни, способных стать неким примером для действий по изменению человеческого общества? За этим признанием должны последовать следующие два важных шага:
ФЕМИНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ на уровне, который предстоит еще досконально изучить; зеленое самосознание означает осознание того, что деление на мужское и женское не есть деление на мужчин и женщин, а скорее различие между нами, как сознательными животными, всеядными вояками-опустошителями, выразителями мнимого превосходства сущности Янь, и глобальной растительной мантией -древним метастабильным элементом Инь, который представляет гораздо большую долю биомассы живой планеты.
ПОИСК ВНУТРЕННИХ ЦЕННОСТЕЙ. Обращенность внутрь есть черта, более характерная для растительной жизни, чем для животных, приспособленных к независимому существованию. Животные движутся, мигрируют, роятся, тогда как растения прикреплены к субстрату. Растения живут в измерении, характеризуемом плотностью, устойчивостью и стабильностью. Если в сознании растений и есть движение, то это духовное движение, движение в пространстве вегетативного воображения. Вероятно, это и есть истинная цель воссоединения с растительной Богиней через психоделические растения, то, на что направлен Архаический Ренессанс: духовная жизнь как жизнь, получившая доступ к миру мыслей, заключенному в знаниях магических растений. Это та истина, которую шаманы всегда знали и использовали. Знание о зеленой составлящей сознания мыслитель 12 века Хилдегард фон Бинген называл Veriditas (veritas, veridis -зеленая истина). Новая парадигма, способная внушить надежду на выход из трясины культуры, должна создать такую повестку реального мира, в которой будут затронуты все обостряющиеся проблемы планеты. Есть несколько областей, в которых растущее осознание Veriditas могло бы помочь предотвратить Армагеддон.
Очищение естественной природной среды. В естественных условиях этот процесс происходит при сочетанном воздействии процессов в биосфере, атмосфере и океанах. Этот планетный процесс был способен переработать даже отходы урбанистической цивилизации, пока современные индустриальные технологии не стали поистине глобальным явлением. Выращивание кустарника видов Datura, который исконно входил в религиозные обряды у индейцев Северной Калифорнии, и других растений, извлекающих из почвы и концентрирующих тяжелые металлы в своих тканях, может служить примером естественного процесса, очищающего окружающую среду. Открытие множества способов, с помощью которых биосфера старается предотвратить загрязнения, понимание того, что природа работает над поддержанием жизни, должно пройти еще долгий путь к политическому консенсусу для активного участия в сохранении этой жизни.
ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ И СИМБИОЗ. Подобно растениям, мы должны максимизировать эти качества. Подходы к моделированию мира с позиций растения включают осознание дробной и ветвистой природы построения сообществ. Древовидная сеть симбиотических отношений может сегодня заменить модель эволюции, унаследованную нами от 19 века. Более ранняя модель, основанная на борьбе за существование зубами и когтями, в которой победитель получал все, основана на наивном наблюдении за поведением животных. Она была охотно распространена на царство растений для объяснения эволюционных связей и причин видообразования ботанического мира. Позже более вдумчивые наблюдения исследователей (C.H.Waddington, Erich Jantsch) обнаружили не Войну в Природе, декларируемую дарвинистами, но скорее ситуацию,в которой существует не столько борьба, сколько способность усиливать сотрудничество с другими видами, которое наиболее продуктивно способствует существованию и функционированию отдельного организма и всего биома. Растения взеимодействуют друг с другом через запутанную сеть корней, соединяющих их с источником питания и с себе подобными. Корневая подстилка тропических лесов представляет собой среду огромного химического разнообразия: ее топология приближается к коре головного мозга во всей его сложности. Внутри этой сети взаимосвязанных корней идет постоянная передача и прием сложных химических сигналов. Взаимо-адаптивная эволюция и симбиотические отношения управляют всей этой системой столь совершенно, что это бесспорно доказывает эволюционную первичность стратегии кооперации. Например, микоризы грибов живут в симбиозе с корнями растений и тонко регулируют поступление минералов и элементов из перенасыщенной воды к корням своих растений-хозяев.
ТОНКАЯ НАСТРОЙКА ВСЕЙ СИСТЕМЫ совершенна необходима. Если феномен биологической гармонии и резонанса вообще подвластен пониманию, тогда такие крупномасштабные явления как всемирная банковская система или глобальное производство и распределение продуктов должны быть более совершенно управляемы . Биологи Лавлок, Маргулис (Lovelock, Margulis) и другие приверженцы Геи доказывают, что планета была самоорганизована посредством микробиологической и планктонной жизни для функционирования в метастабильном благоприятном для биосферы режиме уже более двух миллиардов лет назад. Растительная Гея поддерживает равновесие во времени и пространстве. И это, несмотря на непрерывную бомбардировку планеты астероидами, вещество которых может существенно изменить планетарное равновесие. Мы можем только восхищаться - и должны пытаться поддержать - этот Дао-подобный дух многомерного гомеостатического расновесия планеты. Но как? Предлагаю всмотреться в растения - глубже, пристальнее, с более открытым сознанием, чем мы делали это прежде.
ПЕРЕРАБОТКА ОТХОДОВ. Как и растения, мы нуждаемся в переработке продуктов деятельности. В космическом масштабе мы не более мобильны, чем растения. До нынешнего момента истории мы строили нашу более активную экономическую систему по принципу хищничества. Животные обладают способностью перемещаться в поисках новых жизненных ресурсов, истощив те, что под рукой. Пока они могут перемещаться к новым источникам питания, они потенциально имеют неограниченные ресурсы. Растения неподвижны. Они не могут переместиться к более богатым почвам, не могут оставить загаженную и истощенную ими местность. Они должны эффективно ее очищать. Следование этике растения выводит на путь, в соответствии с которым ботанический мир использует и воспроизводит ресурсы, который есть sin qua non (непременное условие) всепланетного выживания. Неограниченные природные ресурсы и эксплуатация рабочей силы, которую предполагают все капиталистические модели, не может быть сейчас принята. Я полагаю, что мы начинаем обращаться к миру растений, чтобы хотя бы правильно сформулировать вопросы.
Свежие комментарии